Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов компании
Скачать вопросник для определения стоимости и продолжительности проекта по реинжинирингу бизнес-процессов >>
Термин "реинжиниринг бизнес-процессов" появился в 1990 г., его предложил Майкл Хаммер в
статье "Реинжиниринг: не автоматизируйте — уничтожайте". Майкл Хаммер — профессор Массачусетского технологического института, создатель и директор нескольких преуспевающих компаний, в том числе консалтинговой фирмы Hammer and Company в г. Кембридж (штат Массачусетс), человек, включенный журналом Time в список 25 наиболее влиятельных людей Америки, автор концепции реинжиниринга бизнес-процессов.
Хаммер определяет реинжиниринг бизнес-процессов компании, как "фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы".
Можно немного подкорректировать это определение следующим образом:
Реинжиниринг бизнес-процессов — фундаментальное переосмысление и радикальный пересмотр бизнес-процессов компании для достижения максимального эффекта в ключевых показателях ее деятельности: качество и стоимость продукции/услуг, затраты, уровень обслуживания, темпы развития.
Суть реинжиниринга заключается в выделении основных бизнес-процессов организации и коренном их изменении для достижения требуемых показателей результативности.
В современных условиях экономики эффективность деятельности предприятия во многом определяется эффективностью его системы управления. Системный подход подразумевает слаженность и сбалансированность всех подсистем управления предприятия: управление финансами, персоналом, производством, качеством продукции и услуг, экологическими аспектами, рисками для персонала в области охраны труда и производства и т.д. Реинжиниринг бизнес-процессов является одним из мощных инструментов достижения такой слаженности всех подсистем систем предприятием и всей системы управления в целом.
Так зачем проводить реинжиниринг бизнес-процессов компании? Часто это единственный вариант предотвратить существующий или приближающийся системный кризис управления бизнесом предприятия, когда решить проблему отдельными несистемными мероприятиями не возможно. С учетом конкретной ситуации в компании, для этого можно использовать следующие решения в комплексе или отдельно:
- внедрение или доработка существующей корпоративной информационной системы для оперативного получения точной и достоверной информации о бизнес-процессах компании
- реорганизация/реструктуризация компании
- улучшение качества продукции/услуг, в том числе посредством внедрения системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001
- снижение себестоимости продукции и услуг, снижение длительности операционных циклов
- и т.д.
Реинжиниринг и внедрение корпоративной информационной системы
Важный момент, определяющий успех проведения реинжиниринга бизнес-процессов – это совмещение такого проекта с внедрением корпоративной информационной системы на предприятии, что дает возможность осуществлять постоянный мониторинг бизнес-процессов компании и вовремя предпринимать необходимые корректирующие действия.
Автоматизация бизнес-процессов и их реинжиниринг взаимосвязаны. Одни из важнейших инструментов реинжиниринга — автоматизация рутинных операций и оперативная обработка управленческой информации. Внедрение корпоративной информационной системы в компании обязательно связано с реинжинирингом ее бизнес-процессов, так как перед автоматизацией бизнес-процессы надо обязательно проверить на их эффективность и результативность и отладить при необходимости, иначе получится «автоматизированный хаос».
Реинжиниринг и реструктуризация компаний
При изменении организационной структуры компании, меняется распределение функций и процессов по подразделениям, изменяются владельцы бизнес-процессов, в результате чего становится необходимым выстраивать бизнес-процессы преобразованной компании заново – проводить их реинжиниринг.
Реинжиниринг и внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001
Стандарт системы менеджмента качества ИСО 9001 устанавливает формализованные требования к бизнес-процессам, функциям контроля качества продукции/услуг и самих процессов, а также требования по документированию всех бизнес-процессов компании. Идеальная ситуация – когда разработке и внедрению системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:9008 предшествует анализ и при необходимости реинжиниринг бизнес-процессов компании. Потому что, если СМК создается поверх существующей системы, работающей с ошибками, мы получим систему менеджмента качества, работающую с аналогичными ошибками (по аналогии с «автоматизированным хаосом»). Иногда бывает, что разработка СМК логически приводит к реинжинирингу бизнес-процессов в рамках одного проекта по разработке СМК и подготовке к сертификации по стандарту ИСО 9001, но ресурсы то были выделены только на СМК и подготовку к сертификации, поэтому такой реинжиниринг как правило «пробуксовывает». Здесь нужна воля руководства и выделение всех необходимых и достаточных ресурсов на проект.
Реинжиниринг и снижение затрат, ошибок, оптимизация цикличности
Другой причиной проведения реинжиниринга бизнес-процессов, являются чрезмерно возросшие расходы, длительность операционных циклов, уровень брака при производстве продукции и т.д. Однако проблему пытаются решить, не учитывая ее связь со всей совокупностью процессов, происходящих на предприятии. Например, большое количество брака в продукции предприятия возникает, как правило, в результате комплексных причин: использования некачественного сырья, чрезмерного износа оборудования, нарушения условий хранения готовой продукции на складе и далее по цепочке. Комплексный и системный подход поможет избежать такой ситуации. Например, выстраивать бизнес-процессы таким образом, чтобы исключить причины возникновения брака в принципе.
Реинжиниринг и моделирование бизнес-процессов
Одним из ключевых инструментов реинжиниринга является моделирование бизнес процессов (бизнес-моделирование) — деятельность по выявлению, описанию, имитации и анализу существующих бизнес-процессов, а также проектированию новых с целью их последующего анализа и оптимизации.
Основными мероприятиями в рамках реинжиниринга являются выделение основных бизнес процессов, их описание и анализ для получения цельной картины (модели) функционирования организации, с целью ее дальнейшего совершенствования. Полученная модель отражает все задействованные в функционировании организации ресурсы, процедуры, результаты процедур и т.д., а также позволяет осуществлять всесторонний анализ изображенных бизнес-процессов.
Процесс создания такой модели бизнес-процессов выполняется консультантами с использованием специализированного программного обеспечения, позволяющего использовать специальные инструменты анализа и преобразования бизнес-процессов. Далее выделение основных бизнес процессов осуществляется консультантами совместно с руководящим персоналом организации, имеющим представление о стратегических целях, миссии, производственных процедурах, а также об основных товарных и денежных потоках организации. Весь процесс реинжиниринга бизнес-процессов происходит в тесном контакте консультантов и рабочей группы, сформированной из руководящих сотрудников организации, представляющих ключевые бизнес-процессы.
Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов помогают компании наладить эффективное
управление бизнес-процессами.
Для заказа услуг обращайтесь по электронной почте info@iso14001.ru или по телефону (495) 508-25-14.
По желанию заказчика возможно предоставление сопутствующих или дополнительных консультационных услуг.